Новости
Интервью с участником фестиваля «Первозданная Россия» Андреем Степановым
Андрей Степанов — член союза фотохудожников России, Член Российского Географического Общества. Родился в Ленинграде. Основная работа связана с графическим дизайном.
Автор персональных выставок: «Выставка фотографических видов Анадыря», «Мимолётное», «Анадырь life», «Залив Креста», «Осколки Радуги». Автор выставочных проектов «Просторы Чукотки» и «Просторы России. От Чукотки до Карелии», в рамках которых состоялись выставки во всех районных центрах Чукотского автономного округа. Участник выставок: «Птицы Чукотки», «65», «80 кадров о Чукотке», «Православная Русь», «В объективе Чукотка», «Родные Просторы» и др. Подробнее о выставках можно посмотреть на сайте www.stan-d-art.ru в разделе «Выставки»: http://www.stan-d-art.ru/exhibitions/exhibitions.htm Автор персональных фотоальбомов: «Просторы Чукотки», «Анадырь». В 2013 году стартовал новый выставочный проект «Живая природа Чукотки». Это совместный проект с Сергеем Терещенко, в рамках которого состоялось несколько выставок в районных центрах Чукотки и выпущен одноимённый фотоальбом.
— Андрей, почему Анадырь, если родились в Ленинграде?
— Фотография является неотъемлемой частью моей работы графическим дизайнером. А поскольку любимые жанры в фотографии — пейзаж и анималистка, вероятно, именно поэтому и живу в Анадыре, в городе, где дикая природа начинается буквально «за порогом».
— А когда потянуло к фотографии?
— С 2000-го года. Как и многие начинал фотографировать на плёнку, но уже в 2002 году параллельно плёночным стал использовать цифровые фотокамеры. А с 2005 года плёночные зеркалки окончательно легли на полку, уступив место цифровым. В условиях Чукотки для меня — это самый удобный и экономически оправданный инструмент. Для достижения гарантированного результата в пейзажной съёмке предпочитаю использовать дискретные объективы, фотографируя со штатива в полностью ручном режиме. Любимый объектив Carl Zeiss 21 mm, им запечатлены многие из представленных на выставке пейзажей.
— И потянуло вот так вот случайно?
— Ну, красота и многообразие природы настолько завораживают человека, что он невольно желает запечатлеть её. Поэтому неудивительно, что тема природы раскрывается во всех направлениях искусства. Фотография в этом плане находится в наиболее сложном положении, так как в ней очень зыбкая черта между авторской интерпретацией сюжета, то есть творчеством, и технической фотофиксацией сцены, то есть ремеслом. В идеале фотограф должен быть как композитор, который отражает в музыке свои чувства, мысли, и даже свои мечты — всё то, что зарождается в нём при контакте с природой, а также при дальнейшем переживании этого момента.
— Чукотка, наверное, особенный край с точки зрения фотохудожника?
— Да, безусловно, хотя удивительное многообразие и красота Чукотки открываются не сразу. Суровое скалистое восточное побережье и неприступные обрывистые горы сменяются задумчивой бесконечной тундрой, похожей на застывшее море с пологими островами-сопками. Тысячи озёр и богатые животным миром пойменные леса центральных районов Чукотки. Огненные свечи осенних лиственниц среди зелёного кедрового стланика на западе. Величественные останцы-кекуры на севере. И всюду с октября по май все оттенки холода долгой чукотской зимы.
— Вообще многие моменты съемок долго помнятся?
— Большинство из съёмок, выполненных в экспедиционных условиях, запоминаются надолго. Фотографии являются своеобразными маркерами для памяти, которые возвращают автору не только ощущение зафиксированного момента, но и многие другие события и впечатления, связанные с каждой съёмкой. Это и пронизывающий ветер на вершине сопки, и шум уносящихся по склону камней во время подъёма по опасной осыпи, и биение сердца в миг неожиданной встречи с медведем, и физическая усталость, обжигающий холод, невыносимая назойливость комаров. Это и ощущение необъятного простора, и восторг от долгожданного луча солнца, пробившегося сквозь тучи после многодневных дождей.
— А что увидит зритель на фестивале «Первозданная Россия»?
— Объять необъятное невозможно, поэтому для фестиваля отобрал лишь несколько «оттенков» Чукотки: погружающаяся в вечернюю синеву бухта Провидения, алые ковры арктоусов на склонах горы Инахпах, суровый тон характера Ледовитого океана и «дыхания Берингиии», многоцветие «сказок западной Чукотки» и вечернее покрывало «сна во время тумана».