Новости
Человек-оркестр Юрий Куньшин представит на фестивале выставку музыкальных инструментов народов России
Человек-оркестр Юрий Куньшин представит на фестивале выставку музыкальных инструментов народов России
06.12.2013
Юрий Куньшин

Преподаватель музыки Курганского педагогического колледжа, создатель и руководите ль музея музыкальных инструментов, заслуженный учитель Российской Федерации, член президиума Ассамблеи народов Зауралья, член правления Курганского отделения Российского фонда мира.

— Юрий Борисович, в следующем году уникальному и единственному в Курганской области музею музыкальных инструментов исполняется 15 лет. Как вам пришла идея открыть такой музей?

— Все благодаря моему отцу — талантливейшему музыканту и педагогу: он владел скрипичными, духовыми инструментами, и всю свою жизнь посвятил воспитанию детей в детских домах. Он был таким мультимузыкантом, все инструменты, на которых играл — скрипка, кларнет, итальянская мандолина, баян и др. — хранились в нашем доме. Любовь к музыке передалась и нам, его четверым детям — мы все получили профессиональное музыкальное образование.

Наш музей — это частная коллекция, которая выставлена в государственном педагогическом колледже. Причем «выставлена» — это не значит, что ничего нельзя трогать. Наоборот, и это, так сказать, мулька нашего музея: все музыкальные инструменты, а их более 200, можно и даже нужно трогать. Причем опять же не просто трогать, а их можно взять в руки, поизвлекать звуки и попытаться что-то поиграть.

— И на чем можно поиграть?

— И на классических, и на духовых, и на русских народных, и на инструментах народов Зауралья: скрипках, баянах, аккордеонах, домрах, балалайках, гуслях, жалейках, свистульках, свирелях, окаринах. Есть две фисгармонии, белорусская цимбала, украинская бандура, армянский дудук — всех не перечислить, зато все можно «оживить».

Музей — это еще и классная комната для моих студентов. По окончании занятий, когда музей открывается для всех желающих, студенты помогают мне проводить экскурсии. Кстати, каждая из экскурсий заканчивается импровизированным оркестром! Дети, взрослые, мои студенты — все в восторге!

— А билеты дорогие?

— Билетов вообще нет. Музей — бесплатный. Я следую своему девизу: «Искусство детям должно принадлежать бесплатно». Может быть, это наивно, но я убежден, что в современном мире все-таки не все продается и покупается. Заинтересованный детский взгляд, радостные улыбки, детские «спасибо» за деньги не купишь. А какие они трогательные отзывы пишут в «Книге отзывов»! Да и взрослые от них не отстают. До сих пор помню запись одной учительницы: «Дети сидели, открыв рты, и я тоже». Кстати, среди отзывов есть записи и известных музыкантов, и политиков, и ученых, причем не только российских, но и зарубежных. В музее побывали гости из 12 стран мира: Германии, Англии, Швейцарии, США, Италии, Франции, Японии и др. — Потрясающе! Вот что значит сила искусства!

— Да, о нас уже знают. Ежегодно нас посещают порядка 2 тыс человек, в прошлом году, к примеру, мы были представлены на Параде музеев в Центральном музее музыкальной культуры в Москве.

— Слышала, в музее имеется большая аудио- и видеотека...

— Да, я сам занимаюсь съемкой, записями всех фестивалей, включая фестивали национальных культур, концертных программ, проходящих в нашей филармонии, в других залах. Меня даже прозвали «музыкальным летописцем».

— Как мне показалось, вам интересны больше национальные инструменты.

Ну так, наверно, сказать все-таки нельзя. Но у меня есть одна мечта — чтобы каждая национальность Зауралья, а в регионе их больше ста, была бы представлена своим инструментом. Кстати, при музее есть клуб «Мелодия дружбы», в рамках которого проходят встречи диаспор и на которых всегда звучит музыка.

— Откуда новые экспонаты берете?

— Что-то из разных мест привозят друзья, например, шаманский бубен, монгольский моринхур, африканские барабаны. Что-то я сам нахожу, зачастую случайно. Так, на рынке за 100 рублей купил немецкий баян 50-х годов прошлого века — кроме свиста и шипения звуков почти никаких не издавал. Но такие сейчас уже не выпускают — их наши солдаты привозили из Германии по окончании Великой Отечественной войны.

Как-то по объявлению купил одну фисгармонию, а потом в одном поселке наткнулся на вторую. Причем «без дела» она не стояла — служила насестом для кур.

А белорусская цимбала попала в музей практически с помойки: знакомый плотник увидел, что ее выбрасывают, забрал и продал мне за 500 рублей.

— Да, читала, что вас, как и вашего отца, тоже можно назвать человеком-оркестром.

— В какой-то степени, пожалуй. Из инструментов, имеющихся в музее, многими я владею практически в совершенстве. На остальных же могу что-то наиграть, продемонстрировать их звучание.

— А на каких инструментах смогут поиграть посетители фестиваля «Первозданная Россия»?

— Конечно, все привести невозможно. Но обязательно привезем гармоники, свирели, колокольчики, пастушьи жалейки, гусли, балалайки — в общем, думаем, как бы коллекцию представить максимально. Привезем также альбомы с фотографиями национальных праздников — уверен, людям б удет интересно их полистать.

Видеорепортаж о мастер-классе Юрия Куньшина можно посмотреть здесь